город Алмазная

город Алма́зная

Алма́зна

Статус:

город районного значения

Страна:

 Украина

Область:

Луганская область

Подчинён:

Стахановский горсовет (город Стаханов)

Прежние названия:

село Изюм (1870),


 

Дата основания:

1870

Город с:

1977

День освобождения:

4 сентября 1943


 

Площадь:

35 км²

Геогр. координаты:

Координаты: 48°31′00″ с. ш. 38°35′00″ в. д. / 48.516667° с. ш.38.583333° в. д. (G) (O) (Я)
Показать географическую карту
48.516667, 38.583333 48°31′00″ с. ш. 38°35′00″ в. д. / 48.516667° с. ш.38.583333° в. д. (G) (O) (Я)

 
 

Население

4 384[1] чел. (2011)

 • Место по населению

3-е в районе


 

Время:

UTC +2 поясн. / +3 летн.

Телефонный код:

+380 06444 ,244

Почтовый индекс:

94095

Автомобильный код:

13

Города-побратимы:

Стаханов, Ирмино(Теплогорск)

Расстояния, км

 

Физическое

По ж/д

По автодорогам

до облцентра:

 

 

65 

 

Городской голова:

(Шумилин В. М.)

Орган власти:

Алмазнянский городской исполнительный комитет

Алмазная основана в 1870 г., как село Изюм. В Алмазную переименовано в 1878 г. Статус города с 1977 г.

За несколько лет до отмены крепостного права был основан поселок, а сейчас город Алмазная, который имел первоначально другое название. При крепостном праве помещик Стебельский приобрел в районах Калиново, Ирмино, Петро-Голенищевки, Кадиевки, Бугаевки и Алмазной обширный участок никем не обрабатываемой земли и переехал сюда со своими крепостными из Изюма Харьковской губернии. Один из хуторов назвал Беззаботовке.

Жизнь переселенцев в Беззаботовке чем-то напоминала им жизнь в Изюме, и они в противовес помещичьему названию дали свое — Изюмчик. Это название хутора сразу вошло в повседневный быт а панское название постепенно забылось, а после 1917 г. было упразднено.

В строительстве железной дороги Дебальцево — Попасная принимают участие в качестве чернорабочих или подвозчиков строительных материалов и жители Беззаботовки, сел Калиново, Ломоватки, Троицкого, Голубовки.

В декабре 1878 г. Участок Дебальцево — Попасная был построен и открыт для движения. Станция у хутора Беззаботовки в честь переселенцев из Изюма получила название Изюм. На станции было построено первое здание вокзала типа жилого двухэтажного дома, в котором размещались служебные помещения и квартиры (эти здания и сейчас находятся рядом с вокзалом).

Среди бескрайних степей и нив стояла одинокая станция, мимо которой, проблескивая двумя стальными нитями, пролегала единственная железнодорожная линия и исчезала за многочисленными холмами. С одной стороны, охватывая станцию полукругом, шумела балка, которую можно было назвать лесом: так она была велика и густа. С другой стороны станции волновались разнотравьем степи и хлебные поля, между которыми пролегал великий Чумацкий шлях. Никаких торговых заведений здесь еще не было, и немногочисленные жители хутора Беззаботовки (Изюма) и железнодорожники станции Изюм покупали все у чумаков, которые совершали свой длинный путь из Слободской Украины на юг — Ростов, Азов.

На первых порах станция Изюм только отправляла уголь. И никаких недоразумений у получателей грузов не было. Но с развитием угольных предприятий (Петро — Николаевки, Кадиевские каменноугольные копи, Ирминский и Голубовский рудники), находящиеся в 8- 12 верстах от станции Изюм, строились ширококолейные подъездные пути к станции. И грузы не только вывозили, но и стали поступать на станцию Изюм. С этого времени начались недоразумения. Дело в том, что на железных дорогах юга страны было 2 одноименные станции: Изюм Харьковской губернии и Изюм Екатеринославской губернии. Поэтому решили переименовать станцию Изюм Екатеринославской губернии. А так как популярным для этих мест в то время было слово «алмазная» (Алмазный угольный бассейн, Алмазный рудник, алмазная свита пластов и т. д.), то и станция Изюм и поселок при станции получили название Алмазная.(1 января 1895 года) В 1905 году было построено новое здание вокзала, которое мы видим и сейчас. При станции имелось одноклассное училище в 4 отделении, где обучалось 70 учащихся.

15 января 1898 года Алмазное каменноугольное общество приступило к постройке металлургического завода. Летом была задута первая доменная печь. Руда для которой поступала из Кривого Рога. В январе 1900 года была задута вторая доменная печь. 1905 год. Промышленность на подъеме. Алмазнянский металлургический завод ввел в строй третью доменную печь. 1 мая 1911 года на трубе АМЗ организация РСДРП решила установить красный флаг. Алмазнянский металлургический завод ЮРДМО (Южно-Русское днепровское металлургическое общество) производил чугун передельный: бессемеровский и мартеновский, литейный (красный и шотландский) и чугуны специальные : зеркальный, ферромарганец и ферросилиций, а также отливки чугунные и медные.

Первое место по нагрузке угля на линии Дебальцево- Попасная занимала станция Алмазная, которая ежегодно нагружала около 1 600 000 тонн угля- больше любой станции в Донбассе. В конце первой пятилетки АМЗ (Алмазнянский металлургический завод) производил за год 43 800 тонн чугуна. В конце 30-х годов шло строительство трамвайной линии Кадиевка — Алмазная. В 1993 году трамвайную линию демонтировали и пустили троллейбусы.

Между железнодорожным вокзалом и металлургическим заводом стояло четырехэтажное здание заезжего дома, в народе прозванного «Дом Арарат», здесь служащие заводов могли поиграть в бильярд, посетить подъезд «с красным фонарем». В 50-х гг. в этом здании был Роддом, потом психиатрическая больница. 

В 1959 году в степь под Алмазной пришли строители треста «Коммунарскстрой», чтобы возвести завод ферросплавов. 31 марта 1962 года смена начальника Ю. В. Гриценюка включила печь № 1, а 10 апреля была выдана первая плавка ферросилиция.

Сейчас завод именуется как Стахановский завод ферросплавов.

Также возле метзавода строился завод: СП (Совместное предприятие) «Алмазит» по производству керамики, который был готов к вводу в эксплуатации на 99 %, но в период развала Советского Союза ликвидирован, также был объявлен банкротом и Алмазнянский металлургический завод, который прекратил свое существование в 2000 году. ОАО «Стахановский (Алмазнянский −1962 г.) завод ферросплавов»

ОАО «Алмазнянский металлургический завод» 1898—2001 гг.
«Стахановский кирпичный завод» -реконструирован в 2008 году, бывший Алмазнянский завод ж/б шпал
Железнодорожные станции Стаханов, Максимовка, Владимировка, Сталь Донецкой ж.д., а также вагонное депо ПТО ст. Стаханов.

ООО «Экологическая инициатива». 

РодилисьМихайличенко, Иван Харлампович — Дважды Герой Советского Союза
Щёлоков, Николай Анисимович — Министр внутренних дел СССР . 


ШколыСШ № 1
НСШ № 25
№ (17)3 — музыкальная школа.
Городской транспортАвтобусные маршруты № 101А, 102, 102А, 102Б, 102В, ;

с 1939 года по 1993 год имелось трамвайное сообщение, с 1993 года по 2008 — троллейбусное сообщение с г. Стаханов